Как и день памяти пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна
Крестителя, который мы отмечали 18 сентября. Есть ещё в полных православных
календарях день встречи, Сретение Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы
(12 апреля по новому стилю). Эти празднования имеют для нас тоже важное
значение для того чтобы мы осознали величие личности и подвига праведной
Елисаветы, небесной покровительницы нашей малой Родины.
В Новом Завете мы встречаем такую значительную личность как святую праведную Елисавету – жену священника Захарии, мать Иоанна Крестителя и родственницу самой Пресвятой Богородицы. Она, как мы можем прочесть в Евангелии от Луки, происходила из рода Ааронова. Это значит, что родоначальником её был первый ветхозаветный священник Аарон, который относится Христовой Церковью к праотцам и является братом самого Моисея – одного из величайших ветхозаветных пророков. Именно он был всегда рядом с Моисеем и даже говорил за него перед фараоном. Стоит также отметить и столь интересное совпадение как то, что жену Аарона также звали Елисаветой (еврейское произношение – Элишева). Согласно Священному Писанию она была дочрью Аминадава и родила мужу четверых сыновей: Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара (Исх. 6:23). Таким образом, мы видим, что уже предки матери Иоанна Предтечи отличались перед Господом особым достоинством и усердием в служении Ему.
В Евангелии не указывается точно кем приходилась Елисавета Деве Марии, но греческий историк Никифор Каллист со ссылкой на священномученика Ипполита Римского писал, что мать Елисаветы носила имя Соби, жила в Вифлееме и была родной сестрой праведной Анны, матери Богородицы.
Само имя Елисавета означает "мой Бог – семь". Сразу же стоит разъяснить, что семь – это число полноты или совершенства в библейской символике чисел. Также его можно перевести как "мой Бог – клятва". Очевидно, что имя давалось как указание на то, что Бог исполняет свои обещания.
Евангельское повествование от Луки нам рассказывает, что святая праведная Елисавета с мужем своим Захарией, который был священником, жила в одном из городов Иудеи во времена правления царя Ирода. У них не было детей, так как жена "была неплодна" (Лк. 1:7,36). В народе иудейском это считалось несчастьем, проявлением немилости Господней. Но, как мы в дальнейшем можем видеть, скорее всего, это служило для того, чтобы, рожденный на старости лет, ребенок был для родителей предметом их нежнейших попечений, как в своё время Исаак был таковым для Авраама и Сарры.
Однако, когда Захария совершал каждение в Иерусалимском храме, ему явился архангел Гавриил и открыл священнику весть о том, что по молитве его Елисавета родит сына, который исполнится Святого Духа еще от чрева материнского (Лк. 1:15). Примечательно, что этот же архангел был послан Богом и Деве Марии с целью возвестить ей о рождении от неё Иисуса Христа. Таким образом, мы видим, как близко в Священном Писании стоят перед Богом эти две святые Девы. Также мы встречаем архангела Гавриила и в Ветхом Завете, где он опять-таки открывает пророку Даниилу весть о пришествии Спасителя в будущем, через «семьдесят седмин" (Дан. 9:20-27). Захария засомневался в словах Божьего посланника, за что был наказан немотой до времени, пока не родится сын. История с чудесным снятием бесплодия у жены в Священном Писании встречается не впервые. Похожие истории уже отмечались в Ветхом Завете. Тому примером служат случаи Сарры (Быт. 17:15-21; 18:9-15; 21:1-7), Ревекки (Быт. 25:21), Анны (1 Цар. 1:1-20). Таким образом Всевышний как бы подчеркивает значимость рождаемого ребенка в библейской истории, а в случае Елисаветы и в истории спасения всего человечества потому как она родила предуготовителя пути Христового.
Когда праведная мать Иоанна Крестителя вынашивала его на шестом месяце беременности, Пресвятая Дева Мария посетила её. Надо понимать, что Богородица предприняла целое путешествие из галилейского города Назарета в Иудею, чтобы разделить свою радость с дорогой её сердцу родственницей. Это несомненно свидетельствует о великой близости двух матерей.
И во время этой встречи вновь происходит событие, показывающее нам необыкновенность обоих детей, тогда еще находившихся в утробах. Как только Приснодева вошла в дом Захарии с приветствием к Елисавете, у последней взыграл младенец во чреве и она, исполнившись Духа Святого, произнесла речь-пророчество, в которой назвала Марию "Матерью Господа" (Лк. 1:41-45). Первое, что она говорит: "…благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего" (Лк. 1:42). То есть мы видим в словах Елисаветы повторение приветственных слов Гавриила (Лк. 1:28), но при этом прибавляя весть о Мессии, открытую ей Святым Духом. Далее она снова показывает то, что Дух Святой открыл ей полноту события Благовещения: "И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа" (Лк. 1:45). Елисавета знает даже и то, что Мария поверила словам посланника Божьего и говорит о Богородице в третьем лице, потому что видит событие Благовещения в прошлом, как уже случившееся, она как бы повествует о нем.
С этого момента праведная Елисавета уже выступает перед нами в роли пророчицы, что немаловажно. Если со вниманием изучать Священное Писание, то мы можем наблюдать как много в деле домостроительства Господня возлагается на плечи пророков. В Ветхом Завете пророки выступают не только как учители богоизбранного народа, но и как судьи, указывающие всему народу израильскому или конкретным библейским личностям на их провинности перед Всевидящим. Сам Бог внимал их молитвам и давал просимое, если на то была его воля. Чтобы понять какой духовной высоты достигали пророки хватает вспомнить пророка Илию, который на огненной колеснице был унесен в небо; или пророка Даниила, который в огненной печи не горел и во рву со львами остался цел и невредим.
И вот в ряд с ветхозаветными пророками становится первая новозаветная пророчица, удостоившаяся чести быть матерью одного из величайших пророков. В дальнейшем Елисавета ведет себя именно как пророчица. Стоит подчеркнуть, что при обрезывании младенца имя Иоанн назвала именно мать, а Захария лишь согласился, после чего к нему вернулся дар речи. Таким образом, мы можем судить об окружении, в котором рождается Спаситель: это хотя и бедные, но праведные, святые люди, которые в награду за свою святость уподобляются чести быть первыми свидетелями исполнений ветхозаветных пророчеств. Святая праведная Елисавета и подобные ей люди становятся неотъемлемым звеном в обеспечении и сохранении преемственности ветхозаветного избранного народа новозаветной Церкви Христовой.